26-27 октября 2023 г. в ДГПУ им. Р. Гамзатова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диалог языков и культур: лингвистические и лингводидактические аспекты», организованная кафедрами теории и методики обучения русскому языку и литературе (зав. кафедрой Р. Ш. Халидова) и теории и истории русского языка (зав. кафедрой Г. И. Алиомарова). Конференция проводилась по Государственному заданию Министерства просвещения Российской Федерации № 1023012500064-6-5.3.1 на 2023 год в рамках проекта тематики научных исследований «Разработка и обоснование модели организации образовательной деятельности, направленной на продвижение целей и ценностей российского образования и культуры в Народной Республике Бангладеш (AGWQ-2023-0014)».

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор ДГПУ им. Р. Гамзатова Н. А. Асваров. В своем выступлении он сказал о важности проведения в настоящее время конференции, посвященной диалогу языков и культур, продвижения русского языка, российской культуры в мире. Он подчеркнул значение работы в этом направлении Центра открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, который был создан в Дакке (Бангладеш) в рамках договора о сотрудничестве в области образования и науки между ДГПУ им. Р. Гамзатова и Даккским университетом. Участников конференции также приветствовали проректор по учебной работе И. А. Дибиров и декан филологического факультета Р. Г. Кадимов.

В ходе пленарного заседания выступили: Алхасов Яшар Камиль оглу, к. п. н., доцент кафедры практического русского языка и методики его преподавания, Бакинский славянский университет, Баку, Республика Азербайджан (доклад «Особенности подготовки специалистов дошкольного и начального образования в Республике Азербайджан»); З. З. Мадиева, к. п. н., доцент, заведующий сектором русского языка и литературы, ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи, Махачкала, Россия (доклад «Сочинение-рассуждение в системе работы по развитию речи учащихся»);  Д. С. Труханова, к. ф. н., старший преподаватель, заместитель декана факультета обучения РКИ по научной работе, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, Москва, Россия (доклад «Просветительские мероприятия для преподавателей РКИ как зеркало современных проблем лингводидактики»); А. С. Цховребов, к. п. н., доцент кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, Т. И. Магомедова, д. п. н., профессор, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия (доклад «Анализ программ и требования по русскому языку как иностранному (синтаксический аспект)»).

После пленарного заседания слово предоставили иностранным студентам, изучающим русский язык в Дагестанском государственном медицинском университете. Студенты приехали на учебу в Дагестан из разных стран: Турции, Сирии, Перу, Камеруна, Марокко и др. Они выступили на русском языке, продемонстрировав свои успехи в изучении нового для них языка, а потом на родных языках рассказали стихи Расула Гамзатова.

Во время секционных заседаний были заслушаны доклады участников из разных городов России и других стран. Выступающие поднимали актуальные вопросы методики обучения языкам в аспекте диалога культур, а также страноведения, лингвокультурологии и др.

Например, применению ИКТ в обучении был посвящен доклад «Использование многоязычного параллельного корпуса А. П. Чехова при подготовке переводчиков» Г. Е. Кедровой, к. ф. н., доцента кафедры русского языка, и С. Б. Потемкина, к. т. н., научного сотрудника лаборатории обеспеченного компьютером обучения (филологический факультет, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия).

О результативном подходе в обучении РКИ шла речь в докладе «Дифференцированное обучение при изучении русского языка как иностранного в разноуровневой группе» Т. В. Калугиной, к. ф. н., доцента, Н. Н. Ореховой, к. ф. н., доцента (кафедра отечественной филологии и русского языка как иностранного, Российский государственный гидрометеорологический университет, Санкт-Петербург, Россия).

Вопросы лингвокультурологии поднимались в докладе «Лингвокультурологический аспект и межкультурная коммуникация в образовательном пространстве» З. М. Курамагомедовой, к. ф. н., доцента, Н. М. Нурудиновой, к. ф. н., доцент, М. А. Нугаева, к. и. н., доцента (кафедра экономики и управления, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Махачкалинский филиал, Махачкала, Россия).

Важные аспекты подготовки к ЕГЭ по русскому языку рассмотрела в докладе «Сложное предложение в вопросах ЕГЭ по русскому языку: о некоторых трудностях» О. Д. Абумова, к. ф. н., доцент кафедры русской филологии и журналистики (Институт филологии и искусств, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова).

Важные вопросы подготовки к ЕГЭ были вынесены на заседание круглого стола «Гуманитарное образование и ЕГЭ по русскому языку и литературе», который состоялся в рамках конференции и был организован совместно с научными сотрудниками сектора русского языка и литературы ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи.

Обсуждение докладов, прозвучавших на конференции, вылилось в активную научную дискуссию, в которой приняли очное и онлайн участие ученые, педагогические работники, преподаватели, аспиранты, магистранты и студенты профессионального образования, представляющие научные и высшие, средние учебные заведения Дагестана, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Владикавказа, Волхова (Ленинградская область), Ростова-на-Дону, Симферополя, Уфы, Элисты, Баку (Азербайджан), Прешова (Словакия), Сухума (Абхазия), Цхинвала (Южная Осетия), Дакки (Бангладеш) и др.

Конференция подтвердила плодотворность общения лингвистов, исследующих теоретические проблемы развития и функционирования русского и других языков России и мира, ученых-методистов, занимающихся лингводидактическими разработками, и преподавателей, учителей, призванных совершенствовать процесс обучения языкам в аспекте диалога культур на всех ступенях непрерывного образования.

Конференция вызвала большой интерес и положительный отклик у научных работников, преподавателей вузов, учителей школ, аспирантов, магистрантов и студентов.

Текст: Н. Эльдарова. Фото: А.Черчиев, Х.Магомедова.